— Образование —
Во многом уровень образования зависит от расы, сословия, религии и одаренности магией. Так, самыми образованными в Тедасе считаются маги, церковники (в том числе храмовники), люди и гномы знатного происхождения. Известно, что кунари получают полноценное и равностороннее образование вне зависимости от расы, пола, но в зависимости от социальной роли. Долийские эльфы передают предания и учение по старинке, «из уст в уста».
— Круг Магов —
Обучение магов является всеобъемлющим, практически как у аристократов, если не больше. Маг учится не только контролировать свой дар, но и изучает теорию всех школ магии, литературу, письмо, медицину, алхимию, знакомится с языками – как ныне используемыми, так и древними, «мертвыми». Медицине в образовании мага отводится не последнее место: даже если маг не является целителем, он все равно будет обучен, как верно наложить повязку на рану или закрепить перелом. Круг – военное формирование Церкви, поэтому немалое внимание уделяется обучению боевой магии.
Как и в Церкви, Круги учреждают стипендии для исследователей-магов. Для них открываются архивы, выписываются разрешения на временные путешествия, потому как для изучения порой требуется выйти за стены Круга. В таком случае маг сопровождается двумя-тремя храмовниками.
В Круге Магов огромные библиотеки, являющиеся одновременно и наибольшими хранилищами знаний в данной стране. Однако доступ к ним ограничен, и разрешение можно получить или от первого чародея, или от рыцарь-командора данного Круга.
Круг Магов в Тевинтере имеет существенное отличие от Круга Магов в остальном мире: это не изолированная от внешнего мира организация, а учебное заведение, где преподают магические науки на одном уровне с остальными знаниями.
— Церковное обучение —
Предоставляемое Церковью обучение можно сравнить с тем, что получают знатные люди. Храмовники, вдобавок к усердным и всесторонним тренировкам, которые взращивают из них лучших воинов не только против магов, но и против любой вооруженной военной единицы, изучают историю и литературу, развивая свой кругозор. Чтение, письмо и счет преподается что храмовникам, что церковникам. Немалое внимание уделяется изучению Песни Света: нет такого служителя Церкви или рыцаря веры, что не знал хотя бы двух стихов и не мог произнести наизусть.
Церкви могут предоставлять доступ к своим архивам и книгам своим последователям, послушникам, миссионерам и исследователям.
Последователи Церкви могут получать стипендии – вознаграждение за исследовательский труд. Наиболее известный ученый Церкви – брат Дженитиви, преподаватель и автор многочисленных текстов о путешествиях, народах и культурах. Другие ученые Церкви изучают древние артефакты, свитки, руины и животных, порождений тьмы и прочие народы, нередко проводят наблюдения и опросы среди населения. В Церкви достаточно ученых, разбирающихся в шифровании и дешифровании текста – возможно, это связано с большим опытом в переводе свитков.
— Знать —
Благородные аристократы обеспечивают себя репетиторами и личными учителями, нередко обращаясь к Церкви: преподобные матери лично обучают не только чтению, письму и счету, но и преподают практически сходные знания, получаемые церковниками. Преподобные матери могут селиться в замках богатых учеников, в специальных часовнях, построенных исключительно для них. Зачастую аристократы создают собственные библиотеки и нанимают ученых, дабы те повысили уровень их знаний. Ученые следят не только за состоянием библиотеки, но и преподают все, что знают. Также ученые или преподобные, обучающие знатную семью, ведут летопись – историю рода, и порой знают генеалогию семьи лучше, нежели сама знатная семья.
Основным аспектом образования аристократа является история. Прочее варьируется в зависимости от страны: в Ферелдене большое внимание уделяется военному делу и домашнему хозяйству, в Орлее – культуре, в Тевинтере – магическим наукам и т.д. В странах, подобным Ферелдену, девушки получают более углубленное образование «женским наукам», включая пение, стихосложение и танцы, тогда как из мужчин воспитывают не только управленцев, но и защитников своих земель, обучая верховой ездой, фехтованию, охоте, владению оружием (зачастую мечом или луком), игре в шахматы.
— Гномы —
Образованием в Орзаммаре «заведуют» Хранители, ведущие летописи хроник всех деяний подземного народа. Преподаваемые знания и науки практически не отличны от тех, что даются знати на поверхности, однако немалое внимание у гномов уделяется боевому обучению: в домах воинов даже имеются тренеры, которые воспитывают целые поколения истинных защитников Орзаммара.
Считается, что Хранители Орзаммара ведут записи хроник событий и учет всех знаний, полученных гномами и другими народами с самого начала гномьего народа. Потому Хранителей могут посещать гости с поверхности – ученые и исследователи. Благородные дома могут выступать в качестве покровителей Хранителей и их знаний.
Безкастовые гномы образования не получают, и потому не чураются своей безграмотности. Существенно выделяются из безкастовых гномов «охотницы за знатью» - девушки, жаждущие завоевать внимание гнома из благородного дома и родить ему наследника. «Охотницы» всеми правдами и неправдами стараются получить полное или частичное образование, изучают культуру, поэзию, историю и прочие науки, чтобы стать привлекательными в глазах благородных гномов. Чаще всего у таких «охотниц» есть покровители из криминальных организаций Орзаммара, желающих получить в обмен за потраченные на образование «охотницы» ресурсы не только деньги, но и благоволение дома, в который такая «охотница» войдет при рождении мальчика.
— Кунари —
Образование у кунари зависит от социальной роли, занимаемой в обществе. Несмотря на это, каждый кунари получает всестороннее развитие: даже рабочий, этлок, обучается письму, счету, чтению, культуре и истории, однако упор в его обучении будет сделан на ту задачу, которую для него подготовили. Но, каким бы хорошим образование Кун не было, многие кунари не знают торгового (общего) языка. Пожалуй, лишь тамассран и некоторые из Бен-Хазрат достаточно хорошо разговаривают на общем и других языках, но внутри общества все говорят исключительно на кунлате. Тамассран изучают языки и культуры других рас и народов и для того, чтобы обращать в Кун новоприбывших и пленников. Этих жриц с младых лет обучают по особой системе, чтобы они могли оценивать каждого члена общества Кун и распределять их на свои места.
— Долийские эльфы —
Образование у долийцев, в основном, устное. Знания передаются от Хранителя его ученику, Первому, и содержат истории, легенды, предания, через которые Хранитель учит мудрости, терпимости, и тому, как оберегать и защищать клан, поддерживать его жизнь. В эти знания входят и обучение магии. Долийцы могут передавать знания и через книги, которые ценятся в клане подобно артефакту. Хранители нередко ищут и изучают книги, чтобы расширить свой кругозор и лучше управлять кланом. На Арлатвенах – собраниях долийских кланов – принято обмениваться опытом и знаниями.
— Обыватели —
Простолюдинам сложнее всего получить даже минимальное образование, и потому, во многих странах, это самая безграмотная прослойка населения. Крестьяне обучаются сельскохозяйственному делу у родственников, передавая знания от поколения к поколению. Городские эльфы поставлены в более жестокие условия, и если простолюдин может обучиться чтению и письму в местной церкви – бесплатно или за небольшое вознаграждение, - то у эльфов такой возможности нет. Среди простого люда широко распространены путеводные гномские руны, используемые для обозначения распространенных вещей, мест или расстояний.
Однако прислуга, работающая у знати, умеет и читать, и писать, и считать. Потому как дворяне, получившие достойное обучение, желают, дабы их приказы и пожелания исполнялись, а не оставались непонятыми, и потому могут потратить деньги на образование своих слуг.
Отдельно отстоят от обывателей ремесленники и купцы. Они получают образование в силу возможностей, и все силы вкладывают в изучение своего основного рода занятости, и должны знать не только, как изготовить свое, но и как его продать. Так, кузнец может быть докой в изготовлении сплавов для мечей, но также должен знать, во сколько оценить свой меч, за сколько его продать, чтобы окупить затраченные материалы. Ремесленники могут быть не сильны в чтении и письме, но в счете и торговом деле они стоят на ступень выше обычных жителей. Купцы без экономической подкованности могут быстро потерпеть крах своего предприятия.
— Рабы —
Рабы в Тевинтерской Империи в большинстве своем безграмотны. Тем не менее, некоторые из них получают формальное образование и обучение для конкретных целей, чтобы, к примеру, работать в финансовой сфере (помощником казначея), работе в библиотеках, швейном производстве. Чем лучше обучен раб, тем выше его стоимость.
Чтобы восполнить недостаток образования, рабы Тевинтера развили свой собственный язык, чтобы предупредить следующих рабов о темпераменте, характере и условиях жизни у хозяина. Их «рабский язык» представляет набор пиктограмм (картинок), которые зачастую воспринимаются как неверно написанные руны.